Среда, 24.04.2024, 10:02 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Авторский сайт
Сергея Русинова
 
Меню сайта
Категории раздела
О красноуфимской истории [9]
Общеисторические [4]
Общественно-политические [4]
Наш опрос
Как вы оцениваете творчество?
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рассказы


Главная » Статьи » О красноуфимской истории

Дивья гора
В нашем славном городе существует не так уж и много топонимов, которые несут в себе загадку, некую тайну, манящую пытливые умы краеведов. Пожалуй, не ошибусь, если назову один из таких – название Дивьей горы.
 
ТАЙНА ГОРЫ ДИВЬЕЙ
 
В прошлый раз, дорогие читатели, мы с вами рассуждали на тему происхождения названия Юртовской горы. Теперь суждения мои не будут столь категоричны и основательны. Я попытаюсь высказать версию, которая была робко озвучена мной в книге «Сердце Предуралья» и мало пока известна широкой красноуфимской общественности. Мне самому она кажется пусть несколько и сказочной, но всё же более правдоподобной, чем те, что существовали до сих пор, хотя не стану и утверждать, что она может быть единственной и главной. Версии о том, что Дивья гора была названа так либо из-за дивного вида, открывающегося с неё на ближайшие окрестности, либо из-за того, что здесь любили гулять девушки, кажутся мне какими-то уж очень несерьёзными. Во-первых, с соседних гор, среди которых есть и более живописные, открывающиеся виды ничуть не хуже, чем с неё, а если следовать этой версии и логике образования топонимов, то в этом случае она называлась бы, ну, например, Дивновидской. Во-вторых, в этом конкретном случае уж очень сомнительным представляется переход корня «дев» в корень «див». Да и сложно представить эту гору, как излюбленное место для прогулок, особенно девушек. Если не верите, спросите у молодых мамаш, которые «прогуливаются» в гору, ведя своих малышей в детскую больницу и обратно. Это больше похоже на спорт, чем на прогулки для отдыха от дневных трудов. Нетрудно обратить внимание на тот факт, что названия гор, камней, причём, не только в нашей местности, можно условно разделить на две больших подгруппы: на указывающие на принадлежность кому-то или чему-то (Атамановская, Юртовская, Шайдакина, Копыркина, Соколовский, Аликаев камни…) и на указывающие на некое качество (Долгие, Титешные…). Теперь внимательно посмотрим на топоним «Дивья». Уж слишком явно он указывает не на качество, а именно на принадлежность. Вы спросите: кому или чему? В этом-то и вся загадка! В истории Урала одной из главных тайн является существование когда-то здесь некого народа, называемого летописями и ранними историками чудью. Раньше учёные, ничуть не сомневались в существовании этого загадочного народа, и даже спорили о том, к какой языковой группе он относился. Одни историки (Карамзин) видят в чуди угро-финнов, другие (Стралленберг) – потомков скифов, третьи (Шмидт) утверждают, что этого народа вообще не существовало, что это вымышленный, собирательный образ. Современные историки и археологи (Савельев) высказываются более осторожно – о чуди мы знаем так мало, что рано делать какие-либо заключения. Короче говоря, не найдя ответа на поставленный вопрос, современные историки как всегда поступили просто: объявили существование целого народа, культуры сказками и тем самым вообще ушли от обсуждения щекотливой темы. Чего сказки-то обсуждать? Но факт остаётся фактом: по уровню развития некая цивилизация, жившая здесь до угро-финнов и башкир, явно превосходила последних. Она умела плавить металлы, добывать полезные ископаемые шахтным способом, имела торговые отношения со странами Азии и Европы. Именно с чудью принято связывать многие местные уральские топонимы и гидронимы, особенно те, что имеют небашкирское происхождение. О чуди писали многие русские летописи. Наши предки то ходили с ними в совместные походы, то воевали уже друг с другом. Одно время чудь платила дань русским князьям. «Влесова Книга», например, утверждает, что «И вот то суть все русичи, от Русколуни имели те отделиться, несть яко сумь, весь и чудь…» То есть, с чудью, сумью и весью наши предки жили когда-то в одном государстве и «Книга» даже называет эти племена русскими! Трудно достаточно определённо сказать, что это был за народ. Наши летописи на этом особенно не задерживаются. Но «Памятная книга Пермской губернии на 1863 год» сообщает, что «по преданию Чудь зовут в Пермской губернии Чукчами, Чудаками и описывают их здоровыми и сильными, но безобразными и ростом слишком малыми… Пермяки старожилы рассказывают, что это были другой народ, отличный от Пермяков…» То есть, сомнительно, чтоб это были именно угро-финны. На Урале чудские копи, городища встречаются повсеместно, есть несколько таких и в пределах бывшего Красноуфимского уезда. Здесь же было найдено несколько древних чудских кладов. Например, в 1846 году близ деревни Шестаковой, у берега реки Иргины, был найден клад из золотых, серебряных и каменных вещей и монет от V до VII веков н.э. О свидетельствах пребывания в этих местах чуди упоминают и первые русские исследователи Урала – В. Татищев, В. Геннин, П. Паллас, И. Лепехин и другие. Широко известна легенда о том, как В.Н. Татищеву перед постройкой металлургического завода на месте будущего Екатеринбурга во сне явилась некая женщина, представившаяся чудской царицей Анной, и запретила строить завод в выбранном им месте, дескать, чтобы не потревожить прах её воинов, грозя всевозможными карами. Как известно, Василий Никитич так или иначе изменил свои первоначальные планы, и завод был построен в другом месте. Чудь как-то внезапно исчезает из русских и европейских летописей примерно во время последующее за Батыевым нашествием. Легенды утверждают, что чудь просто ушла под землю. Причём, каким именно образом она «ушла» легенды не уточняют, оставляя поле для всевозможных версий. Наиболее поздняя версия звучит, например, так: при попытке обратить её в христианство чудь, будто бы, вырывала ямы и погребала себя в них со всем своим имуществом и таким образом исчезла совсем. Легенды о чуди надолго сохранились на Урале, их отголоски видны и в сказах, записанных П.П. Бажовым. Вы спросите: причём же тут чудь? Всё просто. Русские называли этот народ ещё и дивьими людьми. Может, от того, что слова «чудо» и «диво» - синонимы и означают практически одно и то же, а может, от того, что их богом (или обожествлённым предводителем) был некто Див (вариант – Дый), который, согласно местным легендам, после неудачной для него борьбы за власть, и увёл свой народ под землю. Див, как бог, упоминается и в «Слове о полку Игореве…» Легенды утверждают, что дивьи люди до сих пор так и живут под землёй, кто-то из них время от времени выходит на поверхность, чтобы в очередной раз удивить «поверхностный» народ и иногда оставляет после себя вполне вещественные следы: странные предметы, монеты. Див, якобы, поведал своему народу о неких тайных знаниях, что по техническому цивилизационному уровню подняло дивьих людей гораздо выше их наземных гонителей. Предания также говорят и о том, что в последние времена дивьи люди поднимутся на поверхность, чтобы открыть себя и своё искусство наземному миру. Что очень похоже на легенду о сказочном граде Китеже, до поры покоящемся под водами озера Светлояр. Ну да Бог с ними, с легендами. Нам-то интересно то, что такой народ когда-то реально существовал, оставил по себе множество топонимов, городищ, кладов, а также легенд и сказаний. А ещё и то, что этот народ не только в сказках, но и наяву использовал земные недра и оставлял после себя подземные ходы и сооружения. Я думаю, читатели, знающие кое-что о красноуфимских тайнах, тут же вспомнили об одной из главных красноуфимских загадок – легендах о существовании под городом множества неких подземных ходов и сооружений. Как известно, легенды на пустом месте не появляются – «сказка – ложь да в ней намёк». Вполне возможно, что под нашими ногами действительно существуют некие рукотворные, а не природные подземные коммуникации. Исходя из простых расчётов, можно заключить, что казакам, основавшим и обжившим Красноуфимскую крепость, на сооружение подобных весьма протяжённых коммуникаций просто не хватило бы времени, пресловутых человеко-часов, хотя они и славились своим умением делать подкопы и поземные ходы. Значит, ходы, если они действительно существуют, были прорыты задолго до появления в этих местах русских поселенцев. Единственным народом, кому по силам было бы такое строительство, были как раз дивьи люди, то есть чудь, которая и славилась тем, что прекрасно умела это делать, да, в конце концов, взяла и просто ушла под землю! Название горы вполне могло сохранить людскую память об этом удивительном, дивном народе. Возможно, что дивьи люди, вероятно жившие здесь, как-то использовали эту гору для своих целей. Как известно, они были язычниками и вполне могли пользоваться ею для отправления религиозных культов, ведь до сих пор марийцы ходят молиться в свои священные рощи, которые, как правило, находятся в возвышенных местах. А если подумать получше, то можно вспомнить, что и Моисей принёс скрижали Завета именно с горы Синай, а главная проповедь Христа называется Нагорной, поскольку Иисус произнёс её, взойдя на гору. Короче говоря, возвышенные места всегда вызывали у людей мистические настроения. Мне не хотелось бы ставить на этом точку. Поскольку и самому эта версия кажется в чём-то сыроватой, в чём-то легендарной. Но от этого она не перестаёт быть более правдоподобной, чем все её предшественницы.
 
Сергей Русинов,
краевед г. Красноуфимск
Категория: О красноуфимской истории | Добавил: admin (24.02.2011)
Просмотров: 4387 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Angel  
0
Дивная история про Дивью гору!

"дэв" и "див" - это санскритские корни с беглой гласной. Однокоренные слова: дэв (дев)(божество), дэви(богиня), дивья (божественный, чудный), даже трансформация в "до", которая у нас имеется в слове "добро".
Поэтому, дева, диво, а также девять (божественное число), девясил (божественная сила) являются однокоренными.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Погода в Красноуфимске
  • Готовим дома вкусно и красиво