Среда, 24.04.2024, 22:46 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Авторский сайт
Сергея Русинова
 
Меню сайта
Категории раздела
Статьи автора [89]
Книги [2]
Содержание книги о городе [46]
Наш опрос
Как вы оцениваете творчество?
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи и Книги


Главная » Файлы » Статьи автора

НАШ ГЕРОЙ ИХ АМЕРИКИ
27.02.2017, 18:27
Порой можно только удивляться, насколько коротка бывает людская историческая память. Причин этому может быть несколько – от особенностей исторической науки до вывертов изменчивой политики. Поразительна «забывчивость» многих народов, чья государственность, свобода да и самая жизнь оплачена дорогой для нас ценой драгоценной русской крови. Братушки-болгары, грузины, народы Европы… Ну, да Бог им судья! Хуже всего, что мы и сами забываем о тех, кто боролся за такие родные русские принципы, как помощь обижаемым слабым, борьба за правду. Я не об исторический счетах. Боже упаси! У нас не принято напоминать, когда и кому мы помогли, за кого заступились, за чью свободу и независимость кровь свою проливали – не по-русски как-то это. Я о недопустимости забвения НАМИ славных имён тех героев, что положили свои бесценные жизни на, казалось бы, чужие алтари, но поднявшие на недосягаемую для иных высоту торжества русского духа, русского самопожертвования.
Сегодня многие уже не вспоминают, что Россия в своё время активно помогала созданию Северо-Американских Соединённых Штатов (САСШ), защите их независимости и становлению демократии. А жаль! Ведь не только нам, но и самим Штатам об этом хорошо помнить не мешало бы! И нам немного жаль: напомогали, назащищались на свою-то голову…

«Бешенный казак»

Америка чтит своих национальных героев, особенно тех, кто стоял у истоков «самого демократического в мире» государства. Замечательно и то, что в этом их историко-патриотическом «иконостасе» занимает своё достойное место и наш человек. Почитая героя Гражданской войны бригадного генерала армии США Джона Бэзила Турчина, о котором они знают уже с самого детства, многие нынешние американцы и не подозревают, что настоящее имя этого человека – Иван Васильевич Турчанинов!
Загадочна и по-своему уникальна биография этого явно незаурядного человека. Родился будущий герой Америки 24 декабря 1822 года на земле Войска Донского, в станице Константиновской. Начало его биографии типично для представителя казачьей старшины того времени: в 19 лет он – выпускник артиллерийского училища, в 24 – слушатель Академии генштаба, которую окончил с отличием. Показав себя отличным командиром и офицером, во время неудачной для России турецкой войны, в 33 года получил Орден и был произведён в чин полковника. Учитывая его беспорочную службу и исключительные способности, царь Николай I назначил Ивана Васильевича руководителем планировки Петербургского крепостного района и начальником штаба Гвардейского корпуса. Он был лично знаком с тогдашним цесаревичем, будущим императором Александром II. Блестящая, конечно, карьера, стремительная. Но вполне типичная для одарённого русского офицера, вполне объяснимая. Но вот дальше начинаются по истине «чудеса»!
В 1856-м году к искреннему удивлению многих его знавших И.В. Турчинов вдруг ни с того – ни с сего на самом взлёте бросает свои головокружительную карьеру, стабильность, достаток, чины и звания и вместе с женой уезжает… в Америку. Но и уезжает он туда тоже весьма странно – через Германию, Францию и Англию!
По приезду в Америку Иван Васильевич оканчивает инженерный колледж в Филадельфии и поступает на службу в железнодорожную компанию инженером-топографом. Получив подданство САСШ (Северо-Американских Соединённых Штатов) Иван Васильевич Турчанинов вдруг столь же странно меняет имя, став Джоном Бэзилом Турчином, столь забавно «переведя» его с русского на английский.
С началом Гражданской войны он, как яростный республиканец, принимает в ней самое активное участие, естественно, на стороне северян, где он сразу же получает под свою команду 19-й Иллинойский полк, российский чин полковника американцы за ним признают. Имея богатый военный опыт, Турчин воспитывает своих солдат на казачьих принципах, а в боевых действиях использует испытанные столетиями казачьи приёмы. Чтобы оформить свои донские подходы к обучению американских солдат по-казачьи, Джон Бэзил издаёт в виде брошюры своеобразное наставление «Обучение бригады», которая в последствии была принята всеми подразделениями северян, как лучшее пособие по тактике полевой войны. Солдаты любили своего казачьего командира и даже сложили про него песню, которая впоследствии стала своеобразным гимном руководимого им подразделения.
Д.Б. Турчин быстро завоёвывает авторитет среди солдат и командиров северян, которые прозвали его неистовым казаком, и уже через год получает чин генерала. Его бригада неизменно шла впереди остальных войск северян, став авангардом наступающей дивизии Митчелла. Вполне естественно, что у опытного, умного, удачливого и смелого «бешенного казака» появились завистники и скрытые противники из числа соратников, среди которых был и влиятельный в то время генерал У. Грант. Куда ж деться-то от неизжитого англо-саксонского менталитета! Они только и ждали ошибок Турчина.
И случай представился. Во время удачного рейда по тылам противника чикагские подчинённые Турчина «от души» помародёрствовали в городе Афины. На Ивана Васильева тут же навалились его вчерашние «доброжелатели», требовавшие для «бешенного казака» «справедливого» возмездия. Турчанинова отдали под суд. Обвинили его в непредупреждении преступлений против личности и частной собственности, а также в небрежном отношении к обязанностям и невыполнении приказов начальства. Его личную непосредственную вину в беспорядках противникам Турчина доказать не удалось. Суд приговорил «неистового казака» к увольнению из армии. Любопытно, но председателем военного суда, рассматривавшего дело Турчина, был Джеймс Абрам Гарфилд, будущий президент США. В письме к другу он сообщает, что члены суда «ожидали увидеть неотесанного мужика, типичный продукт царской власти... Однако, он держался как человек глубоко благородной души и тем самым покорил наши сердца», произведя вполне положительное впечатление. А вы говорите, что образ «тёмных, диких и нечёсаных русских» родился в недрах пресловутого ЦРУ… Таким образом, интересно, но Турчин был лично знаком с тремя президентами США: Линкольном, Грантом и Гарфилдом.
Солдаты его полка, узнав о таком судебном вердикте, устроили настоящий бунт. Они считали, что их командира осудили именно рабовладельцы. Но, к счастью Ивана Васильевича, постановление суда так и осталось без исполнения. Более того, президент А. Линкольн лично издал приказ о производстве Турчина в чин генерал-майора с назначением его командиром бригады.
Так называемый «марш к океану» стал зенитом американской славы Д.Б. Турчина, где после сражений при Чикамога и на горном хребте Миссионери Ридж, имевшими решающее значение для всей кампании северян, он стал заслуженно считаться ведущим военачальником.
Военная карьера Турчина в армии САСШ закончилась внезапно: летом 1864 года на фронте у него случился солнечный удар. Оправившись, Джон Бэзил, было, снова встал в ряды армии северян, но, видя, что война близится для них к победному концу, подал в отставку, отклонив при этом предложение президента А. Линкольна занять ответственный пост в военном ведомстве САСШ. Посчитав свою военную миссию выполненной, он вернулся к работе железнодорожного инженера.
Д.Б. Турчин приобрёл в собственность небольшую ферму в миле от железнодорожной станции, где и проживал постоянно, работая над историей Гражданской войны. Американский герой Турчин жил практически в нищете. Когда его сбережения окончательно иссякли, он был вынужден вспомнить о своём хорошем российском воспитании - брал свою старенькую скрипку и зарабатывал на жизнь, давая скрипичные концерты в окрестных городах. Когда вести о его бедности дошли до Вашингтона, то «щедрый» Конгресс САСШ постановил выплачивать герою гражданской войны ежемесячную пенсию в… 50 долларов. Не удалось ему заработать и на издании собственных книг «Сражение Федерации во время Гражданской войны в Соединённых Штатах Америки в 1861-65 г.г.», «Битва у Миссионери Ридж», «Опыт и впечатления Гражданской войны» и несколько странной в этом ряду книги «Картины России». Хотя, армейский опыт и воинские приёмы Турчина до сих пор с интересом изучаются американскими военными, но в то время, они, видимо, мало кого привлекали.
На 80-м году Турчин «отчудил» ещё раз – вдруг взял да и полностью сжёг всю свою библиотеку. Вскоре после этого, в 1901-м, Иван Васильевич в возрасте 79 лет умер в госпитале города Энн, что в Иллинойсе. Погребли его на национальном кладбище Моан Сити. Позже на его могиле был воздвигнут высокий гранитный памятник.

«Русский Штирлиц»?

Со старинной фотографии на нас спокойным и уверенным взглядом смотрит достойный человек, в котором весьма трудно распознать безрассудного авантюриста и безбашенного сорви-голову, способного ради призрачных мечтаний бросить в горнило неведомых испытаний всю свою жизнь. Но, тем не менее, столь странное поведение И.В. Турчанинова не перестаёт озадачивать всех, кто хоть отчасти знаком с его биографией. В оправдание такого его поведения называют тайную дружбу с А. Герценом, несогласие с внутренней и внешней политикой Российской Империи. Но ведь Иван Васильевич не был прожжённым либералом, нигилистом и революционером, а, живя в САСШ, даже имел рабов, не стремясь их освободить… Лично мне сдаётся, что Иван Васильевич не по своей воле покинул Родину, а для выполнения определённого тайного задания. Эта версия и объясняет почти все «странности» в его поведении.
Но для начала таких рассуждений необходимо вспомнить исторический контекст тех событий. Итак, Россия фактически проиграла очередную Крымскую войну 1853-56 годов против коалиции Англии, Франции и Турции, в которой и проявил свои незаурядные качества И.В. Турчанинов. В середине февраля 1855 года на Российском престоле воцарился сын Николая I Александр II, с которым, как мы уже упоминали выше, наш герой был близко знаком. Воцарение Александра вдребезги разбивает версию об отъезде Турчанинова в Америку из-за якобы внутренней «несвободы» в России, ведь именно этот царь, отменивший крепостное право в 1861-м, вошёл в историю, как царь Освободитель.
Враги тогдашней России, которыми верховодила Англия, в своих антироссийских стремлениях не унимались. После крымской неудачи Россия была втянута в новую войну 1877-78 годов, по итогам которой она была вынуждена подписать в 1878 году «неудачный» для себя т.н. Берлинский Трактат. Но Англия, претендовавшая в то время на роль мирового гегемона, не желала и на этом успокаиваться, пытаясь всячески вредить России, обоснованно опасаясь её мощного потенциала. Россия вынуждена была защищаться. Очевидно, что противодействовать Англии Россия решила сразу по нескольким направлениям. Во-первых, противодействуя Англии, Россия попыталась в это время реанимировать давний проект – ударить по английским колониям в Индии. Ну, или если уж не ударить, то хотя бы обозначить возможность такого удара. В целях создания напряжения для англичан было предпринято решение произвести военную демонстрацию похода на Индию со стороны Русского Туркестана и выдвинуть к границе с Афганистаном еще не виданную в Средней Азии силу - 60 рот, 25 сотен, 50 орудий и 25 ракетных станков. В июле 1878 года на границе Самаркандской и Кашкадарьинской областей современного Узбекистана был собран так называемый Джамский отряд, действия которого обеспечивали еще два отряда в глубине Туркестана – Ферганский и Аму-Дарьинский. В Туркестане специально были распространены слухи о начавшейся подготовке русского вторжения в Индию, слухи эти быстро пересекли Аму-Дарью и достигли Британской Индии. Таким образом, извечный кошмар британских политиков и стратегов о русском вторжении в Индию получил свою материализацию в виде реальной угрозы. Как мы все с вами знаем, вторжение это так и не состоялось. Но англичане были реально напуганы и вынуждены перегруппировывать силы и средства, что не могло не вызвать ослабления их усилий в иных местах.
Вторым направлением деятельности России против Англии стал своеобразный северо-американский проект, где наша страна оказывала явную и ощутимую поддержку вновь нарождающемуся государству – САСШ, бывшему протекторату Британии, вышедшему из-под её контроля, и помогала его борьбе с бывшим гегемоном. Некоторые исследователи утверждают, что «продажа» Александром II Штатам Аляски была закамуфлированной помощью России новой «проблеме» для Англии. Позже, именно наша страна во всех своих ипостасях, положит-таки конец паразитарной британской мировой гегемонии, за что до сих пор она остаётся ненавидимой англо-саксами до мозга их костей, именно за свои собственные нереализованные амбиции англо-саксонский мир мстит нам до сих пор, пытаясь стереть с лица Земли!
Новому государству, состоящему из вчерашних европейских авантюристов, хлынувших сюда в поисках золота и новой сытной жизни, ссыльных уголовников, африканских рабов, не имеющему ни своей кадровой армии, ни флота, с одним только шапкозакидательским гонором трудно было устоять против «царицы морей», наторевшей в многочисленных захватнических войнах, получившей при этом богатый боевой опыт.
Собственного флота у Штатов не было вовсе. Учитывая это, Александр II принимает решение отправить для поддержки САСШ против Англии Российский Флот. Взаимопонимание с президентом Северо-Американских Соединенных Штатов Авраамом Линкольном по этому поводу было найдено быстро. 25 июня 1863 года император Александр II подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий.
К 29 сентября все крейсеры эскадры контр-адмирала Лесовского прибыли в Нью-Йорк. 1 октября 1863 года контр-адмирал А. А. Попов появился в Сан-Франциско. Приход русских кораблей оказался своевременным. Это-то обстоятельство во многом способствовало тому, что Англия опасалась начинать открытые полномасштабные действия для возвращения под свою опеку отколовшегося «сепаратистского» государственного образования.
В начавшейся Гражданской войне Англия открыто поддерживала южан. А Россия сделала ставку на их противников северян. Но у северян для победных действий не хватало толковых боевых офицеров, имеющих солидный боевой опыт, своеобразных военспецов. Одно дело воевать с плохо организованными аборигенами, с ружьями и пушками против их томагавков и луков, и совсем другое – противостоять хорошо экипированной, неплохо финансируемой богатыми рабовладельцами, обеспеченной опытными инструкторами армии южан. Но открыто направлять в Америку наших военных специалистов было всё-таки чревато «лишним» международным скандалом… Уж не для этой ли цели прибыл в Северную Америку орденоносный боевой полковник И.В. Турчанинов? А ведь вполне возможно, что именно такую задачу и поставил российский царь перед зарекомендовавшим себя выдающимся офицером? Если это так, то легко объясняется его «неожиданное» для многих решение разом бросить всё и покинуть Родину.
Судите сами. Во-первых, как я уже отмечал, несколько любопытен путь Ивана Васильевича в Америку – через недружественные России Германию, Францию и даже саму Англию. Именно таким вот способом, через третьи страны, засылают агентов влияния до сих пор! Кстати, в Лондоне И.В. Турчанинов встречался с А. Герценом, явно неспроста своими талантами раскачивавшим российскую власть, за вражеские коврижки сеющим либеральный бардак в головах соотечественников.
Во-вторых, Иван Васильевич для чего-то решил сменить имя. Пусть он только перевёл его с русского на английский. Но ведь конспирация в то время ещё не была столь изощрённой!
В-третьих, за Иваном Васильевичем, его делами в САСШ всё время пристально следили российские чиновники. Русский посланник в США Э. А. Стекль предоставил Канцлеру Российской империи А. М. Горчакову доклад о службе Турчина в армии США, где, в частности, указал, что «здесь не место офицеру, который имел честь служить под знаменами нашего августейшего монарха». Горчаков оставил на докладе резолюцию: «Нет, конечно».
В-четвёртых, особо не афишируется, но остаётся фактом следующий эпизод в его биографии – после победного для Севера окончания войны Турчин написал императору Александру II прошение о разрешении вернуться в Россию. Видимо, посчитал свою миссию выполненной. Но, как ни странно, получил отказ. Теперь мы, очевидно, никогда не узнаем, почему – то ли царь посчитал, что из его положения героя Америки можно ещё что-то выжать, ведь потерпевшая явное поражение в этой войне Англия была ещё очень сильна, то ли что-то пошло не так. Но Иван Васильевич явно хотел вернуться, ведь не зря же последней его книгой стала «Картины России». Вполне возможно, что именно с этим отказом царя и связано его столь «странное» сожжение собственной библиотеки – дескать, для чего, для кого старался?!
Не менее любопытно и то обстоятельство, что под началом Турчанинова в гражданской войне участвовал, как минимум, ещё один русский по имени Алексей Смирнов, который героически погиб во время сражения при Чикамоге.

В этой своей статье я попытался не только напомнить о ярком, значительном русском следе в истории нынешнего «мирового гегемона» и отдать должное одному из славных сынов Тихого Дона славному Ивану Васильевичу Турчанинову, по мере сил и возможностей сумевшему повлиять на ход мировой истории, но и робко взял на себя смелость объяснения многих «странностей» в его биографии, многим до сих пор кажущейся какой-то нелогичной, необъяснимой. Прав ли я в своих предположениях покажет время… Но забывать о таких славных сынах Отечества нашего попросту преступно!
Категория: Статьи автора | Добавил: Автор
Просмотров: 349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Погода в Красноуфимске
  • Готовим дома вкусно и красиво