Четверг, 25.04.2024, 22:45 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Авторский сайт
Сергея Русинова
 
Меню сайта
Категории раздела
Статьи автора [89]
Книги [2]
Содержание книги о городе [46]
Наш опрос
Как вы оцениваете творчество?
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи и Книги


Главная » Файлы » Статьи автора

КОМУ БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ – ВРАГ?
26.03.2016, 15:46
Нынче на Украине модно искать врагов. Удивительно, но в список главных врагов «незалежной» попал даже гетман Богдан-Зиновий Хмельницкий! Я понимаю, что пренебрежение собственной историей для нынешней Украины это своеобразный тренд, но в приличном обществе щеголять собственным незнанием и непониманием, как это ни странно выглядит, до сих пор как-то не принято.

Можно Юпитеру, но нельзя быку

Раз Богдан объявлен «свидомыми» персональным врагом, давайте и разбираться начнём с его нескромной персоны.
Богдан-Зиновий родился в 1593-м году в прославленном старшинском роде Хмельницких, которые своей верной службой короне заслужили от польско-литовских королей шляхетское достоинство. То есть, формально, по-русски говоря, дворянство.
Немного отвлечёмся. Шляхта в Польше была тем же самым, что на Руси бояре. Наиболее подходящее по смыслу слово в современном русском лексиконе для этой категории людей – офицерство. Это были заслуженные, проявившие себя в боях люди, получавшие привилегии, землю и прочее. Казачье общество подобное социальное расслоение постигло довольно поздно. Старшина – заслуженные в боях казаки – стремились получить те же привилегии, что давало шляхетство и дворянство, а неказачьи власти этому активно способствовали – управлять единицами гораздо проще, чем тысячами.
Род Хмельницких пошёл по пути королевской службы дальше других и даже, по свидетельству польского историка К. Шейнохи, получил право печататься значительным геральдическим гербом «абданк».
Богдан-Зиновий (в рамках этой статьи не станем рассуждать о его столь странном двойном имени) честно служил польской короне, прославился в войнах с турками, к которым даже попадал в плен, вместе с королевичем Владиславом хаживал на Москву. Он вполне серьёзно думал, что имея де-юре шляхетское достоинство и дворянский герб, он может и вести себя так же, как ведут себя шляхтичи. Но не тут-то было: что можно Юпитеру, нельзя быку!
На отцовском участке земли к тому времени уже коронный гетман Богдан основал хутор Субботов и заселил его крестьянами, привезёнными с экс-западно-русских земель. И это казалось ему вполне логичным способом приобрести себе состояние. Но так думали далеко не все. Воспользовавшись отсутствием Хмельницкого, подстароста Чаплинский напал на Субботов, разгромил его, а всю слободскую собственность конфисковал. Богдан пожаловался на такое самоуправство местному удельному владыке А. Конецпольскому (говорящая фамилия, не правда ли?), на что тот пренебрежительно ответил: «Казаку не полагается заселять слободы…»
В этой фразе ярко выразилась вся спесивость польской шляхты, уже тогда её приверженность двойным стандартам: то есть служить верой и правдой, проливать кровь за польскую корону казаку можно, иметь формально шляхетское достоинство и родовой герб можно, а поступать как шляхтичу нельзя. И Богдан «забыковал»… И тут я, как мужчина, как собственник участка земли с домом его прекрасно понимаю!
Не нашёл Богдан и справедливости у короля Владислава IV, с кем вместе когда-то хаживал на Москву, - тот не захотел ссориться со шляхтой и создавать исторический прецедент, способный расколоть польское общество. Как-то в расстроенных чувствах Хмельницкий резко сказанул: «Ещё казачья матка жива! Чаплинский не всё забрал, шашка моя в моих руках!» «Добрые» люди донесли куда следует, и Конецпольский приказал арестовать «мятежника». Богдан был арестован и посажен в тюрьму. Воспользовавшись этим трусливый и пакостливый Чаплинский решил окончательно унизить казака, а в его лице и всё казачество края, насильно опозорил и убил богданову жену, а одного из сыновей его гайдуки прилюдно, на рынке, до полусмерти избили. Так началась личная война Богдана Хмельницкого с ненавистными ляхами. Кто в праве судить его за это?! Кого он предал?! Или предали его самого, его честность, верность и совесть?! Предателем Богдана могут считать либо недоумки из ослеплённых псевдовеличием поляков, или полонствующие потомки «схизматической черни», не желающие вникать в собственную историю и готовые верить любым пропагандистским измышлениям!

Богдан – это Путин, а Гетманщина – Крым XVII века

Не вдаваясь в дискуссию о роли личности в истории, честно и беспристрастно попытаемся понять, мог ли Богдан Хмельницкий лично заварить всю «кашу» присоединения к России?
В очередной раз напомню, что территория нынешней Украины в то время состояла из трёх основных частей – собственно южной и юго-восточной окраины польско-литовского государства, в польском обиходе – Украины, Гетманщины – формально независимого государственного образования в среднем течении Днепра и Низовой сичевой республики, располагавшейся частью на формально турецко-татарской территории. Это важное обстоятельство поможет нам лучше разобраться в событиях того времени.
Немаловажным обстоятельством будет и понимание того, кем были населены эти территории. «Ляхове украины» населяли православные потомки жителей Руси, в польском обиходе звавшиеся русинами. Это было коренное русское население этих мест, присвоенных в своё время Гедеминовичами, обратившими его буквально в рабов, «схизматическую чернь».
Население Гетманщины, или Земли Запорожских черкассов, и это второе название говорит само за себя, составляли в основном эти самые черкассы, вернувшиеся из Орды, со службы татарским ханам казаки. После Люблинской унии, объединившей Литву (современную Белоруссию) и Польшу в единое государство польские магнаты стали усиленно заселять «пустыню Надднепрянскую» - как красочно и семантически точно они называли её тогда – тягловым крестьянским населением, то есть в основном теми же православными русинами, которые вместе с казаками составили вторую этническую группу на этой территории.
Сичевой Низ также был заселён казаками и в незначительном количестве – иногородними крестьянами, ремесленниками и торговцами.
Нынешние «изыскатели врагов» даже не нагружают свои мозги желанием понять, как жило, как управлялось население той же Гетманщины. А ведь это крайне важно для рассматриваемой нами темы. Гетман (атаман) имел безграничные полномочия только во время войны, в мирное же время он был не удел. Часто на первое место в это время выходил кошевой атаман или войсковой писарь. А вопросы войны и мира, территориальные претензии, межгосударственные споры решал исключительно круг – для днепровских казаков – коло, славянское название которого долго соседствовало с полонизмом «рада». Европеец Эрих Лассота, посетивший Базавлукскую сечь летом 1594-го, в своём «Дневнике» называет верховную власть в Сечи – сход казаков - колом. То есть, тем же кругом: сравните – «коло», «околица», «околоток», «коловорот», около» - это разные эпитеты понятия «круг». Упоминает Лассота о двух уровнях кола – старшинском и «чёрном». Первый составляла заслуженная в боях казачья старшина, второй – все имеющие право голоса «чёрные», то есть простые, рядовые казаки. В то время понятие «чёрный» в казачьей среде не было обидным. Причём, стоит заметить, решающее слово принадлежало «чёрному» колу. Именно здесь принимали решения о походах, выбирали руководство, решали споры и заключали договоры с соседями.
Всё сказанное выше говорит о том, что Богдан-Зиновий Хмельницкий, будучи гетманом, просто не имел полномочий самостоятельно разрывать с кем бы то ни было или заключать с кем-либо договоры государственного уровня.
Казачье население Гетманщины давно было не довольно наглостью и бесцеремонностью польской шляхты, ведущей себя на казачьих землях, словно давние хозяева. Но случай с Хмельницким переполнил коллективную чашу терпения: казаки поняли, что если уж с самим коронным гетманом ляхи ТАК поступают, то чего ожидать им, рядовым «хозяевам» края. Обида Хмельницкого была воспринята как общеказачья обида и началась беспощадная казачье-польская война, которая с переменным успехом длилась с 1647 по 1654-й год. Уместным будет вспомнить и о том, что по сообщениям польского историка К. Шейнохи неказачье, крестьянское население края очень часто занимало в этой войне польскую сторону. Бывало за мзду местные крестьяне выполняли даже турецкие антиказачьи «просьбы»! Как это узнаваемо сегодня, не правда ли? Обо всём этом я уже писал в своей ранней статье «Три мифа об Украине и украинцах».
В этой войне казаки поначалу пробовали опереться на крымцев, но крымский хан, обещавший поддержку, заключил с поляками мир. После поражения под Берестечком 18 сентября 1651 года в Белой Церкви казаки подписали с Польшей соглашение о мире, потеряв все преимущества, данные им некогда Зборовским договором. После этого в Гетманщине стала крепнуть идея о соглашении с единоверным царём Московским.
Целых два (!) года Хмельницкий вёл переговоры с Москвой, стараясь при возможном союзе сохранить за населением Гетманщины все прежние права и вольности. Но дело продвигалось медленно. Наконец, в середине 1653 года под давлением рядовых казачьих масс, казачьей старшины Богдан-Зиновий перешёл, как сказали бы сейчас, к конкретике. Любопытно, что до 6 сентября 1653 года все московские грамоты к нему начинались с «Божьей милостью короля польского и великого князя литовского гетману Войска Запорожского».
1 октября 1653 года Земский Собор в Москве решил «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско Запорожское с городами и землями принять под свою государскую высокую руку».
Казачий ответ на Москве ждали ещё три месяца. Наконец, 8 января 1654 года в Переяславе собралась «чёрная» Рада, на которой всё рядовое (!) казачье население края решило «идти под царя восточного православного». То есть, как видим отсюда, присоединение Земли Запорожских черкассов «От Чигирина до Конотопа» были присоединены к государству Московскому по желанию ВСЕХ её жителей, имевших право голоса. То есть, говоря по-современному, в результате «общего волеизъявления граждан». Стало быть, точно так же, как и в 2014-м в Крыму, то есть ровно 360 лет спустя! И не видеть, не признавать этого – означает не знать, не понимать историю этой земли!
Впрочем, нынешние попытки обвинить в присоединении Крыма к России лично Путина, а в присоединении Гетманщины – лично Хмельницкого – одного психологического поля «ягодки». Согласно проективным механизмам, человеку свойственно приписывать другим свои собственные качества. Если человек не допускает для себя даже мысли о возможности самому решать свою судьбу, то, тут уж хоть тресни, он ни за что не признает этого права и за другими, предпочитая считать, что всё делается из-под палки и по чьёму-то приказу свыше. Это лишний раз подчёркивает мою версию о том, что большинство населения нынешней Украины не имеет к свободолюбивым казакам никакого отношения.
Категория: Статьи автора | Добавил: Автор
Просмотров: 354 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Погода в Красноуфимске
  • Готовим дома вкусно и красиво